АлтайАвтоГид
Экскурсии, заброски туристов, автотуризм,
пассажирские перевозки по Алтаю

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 21.11.2017, 03:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уймонская и Катандинская долины [1]
Бирюзовая Катунь [1]
Голубые озера [1]
Озеро Ая [1]
Чемал [1]
Денисова пещера [1]
Каракольские озера [1]
Телецкое озеро [1]
Погода
;
Сувениры
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 64
Друзья сайта
  • КОНТИНЕНТ-ТУР
    Отдых в любом уголке мира

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Алтай » Уймонская и Катандинская долины

    Уймонская и Катандинская долины
               
      В географических текстах чаще встречается другое название – Уймонская степь. Если верить не легендам, а топонимическим словарям, то название Уймон происходит от алтайского «оймон» - означающий огороженную низменность, долину, окруженную горами, но есть и еще одна трактовка: от древнего корня «ойм», «аум», что означает «место сокровенной мудрости». Расположена  на территории Усть-Коксинского района, на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Она протянулась на 40 км вдоль Катуни, ее ширина не больше 15 км. Ее младшая сестра, Катандинская степь, вообще крошечная – 18 кв. км. С юга встает самый высотный из алтайских хребтов – Катунский, его ледяные пики возносятся на 3-4 тысячи метров. С севера огораживают долину склоны зеленого Теректинского хребта, а между горами мощно и спокойно катит свои воды царица Алтая, река Катунь. На территории района находится белоснежная красавица Белуха (4506 м), высшая точка Алтайских гор и всей Сибири. Еще в Усть-Коксинском районе около 500 горных озер, сотни больших и малых водопадов, почти 400 ледников общей площадью 245 кв. км.
      Начиная от каменного века, в солнечной и щедрой степи жили люди, здесь обнаружены многие памятники ушедших эпох: следы палеолитических стоянок, курганы разных периодов, каменные стелы. В 17-м веке, после раскола церкви на Руси, сюда бежали не смирившиеся с новыми порядками крестьяне-старообрядцы из центральных районов страны. Здесь они продолжали жить по своим законам, простым, но суровым: быть твердыми в вере, не лгать, не воровать, не курить, и не употреблять алкоголя, чтить родителей… С тех пор население долины смешанное; алтайцы и русские живут бок о бок, по берегам Катуни соседствуют старинные русские избы и алтайские аилы. Здесь действуют православные и старообрядческие храмы, сохраняются изначальные алтайские священные места.
      С запада из гор в долину врывается прозрачная Кок-су, в переводе с алтайского «Синяя вода». Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет.
      Уймонская и Катандинская степи действительно укромное место: в долину ведет только одна автомобильная дорога – Усть-Коксинский тракт. Он входит с северо-запада через суровый перевал Громотуха, левым берегом Катуни пересекает степи и дальше вьется по речным обрывам до села Тюнгур – конечной точки всех автопутешествий в этом районе. В широкой долине от него отбегают дороги к разбросанным между хребтами селам и деревенькам. Всю Уймонскую степь можно объехать за один световой день.
      В черте районного центра Усть-Кокса, у подножия Теректинского хребта расположены курганы скифского времени возрастом 2500 лет! Прямо в селе есть и два памятника природы – Катунская стрелка на слиянии рек Катуни и Коксы и роща Коксинская – уникальное лиственнично-боярышниковое сообщество.
      От Усть-Коксы на три стороны света уходят три дороги: вперед по долине, направо через Коксу и вверх по Катуни, налево – к подножию Теректинского хребта.
      Верховья Катуни – места заповедные, дикие и невообразимо красивые. Для того чтобы увидеть их, придется приложить некоторые усилия: до истоков Госпожи Алтая – двухдневный переход, дорога трудна – скальные прижимы, полноводные притоки, тропа над обрывами, но все затраты окупаются роскошными пейзажами.
      Село Чендек географически занимает центральное место в Уймонской степи. В округе следы ушедших веков: древние курганы, каменные стелы и камни-балбалы. В самом Чендеке сохранились остатки древнетюркской оросительной системы – арыки-сувахи. Одна из известнейших археологических находок – кожаная рубаха, украшенная многочисленными металлическими бляхами, сейчас хранится в Государственном историческом музее на Красной площади в Москве.
      Практически от каждого села вверх по рекам идут тропы к вершинам Теректинского хребта, разбросанным в потаенным местах горным озерам-блюдцам с чистейшей синей водой, обзорным точкам, откуда открывается великолепный вид на пол-Алтая, в том числе и соседний Катунский хребет с величавой Белухой.
      Верх-Уймон – одно из самых старых сел Усть-Коксинского района, первое русское село в Уймонской степи. По преданию, Верх-Уймон основан в 1786 году старообрядцами, бежавшими после раскола русской православной церкви на Алтай, в поисках Беловодья – страны «истинной веры и древнего благочестия». Сегодня в селе проживает более 670 человек, причем исключительно русские, что крайне нехарактерно для Горного Алтая. Потомки старообрядцев хранят свою «особенность» по сей день.
      В селе Верх-Уймон – два музея: Государственный музей-заповедник им. Н.К. и Е.И. Рерихов, филиал Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, - здесь собрана довольно большая экспозиция, посвященная жизни и деятельности художника, его пребыванию на Алтае – фотографии, письма, личные вещи, оригинальный эскиз к картине «Гонец, восстал род на род», и Верх-Уймонский школьный краеведческий музей.
      Экспедиция Рерихов прибыла в Верх-Уймон 7 августа 1926 года, остановившись в доме у Вахромея Атаманова, известного тем, что он был проводником исследователя Алтая Василия Васильевича Сапожникова и художника Григория Гуркина. Участники экспедиции записывали местные легенды, изучали культуру и быт поселенцев, снимали фильм, совершили путешествие на лошадях к подножию Белухи. Спустя 12 дней экспедиция вдруг очень резко собралась и вернулась в Новосибирск.
      В одном из писем Рериха есть такие строчки: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра». Рерих часто говорил о постройке у подножия Катунского хребта Звенигорода – города Солнца и всеобщего счастья, духовного центра всей планеты.
      От села Мульта можно отправиться дальше по реке – в село Маральник, забравшееся довольно высоко в отроги Катунского хребта. Отсюда начинаются популярные конные и пешие маршруты – к Мультинским озерам, к озеру Тайменьему.
      Долина реки Мульта знаменита живописными горными озерами; их здесь более десятка, но особенно красив и уникален каскад из трех озер, которые и называют Мультинскими – Нижнего, Среднего и Верхнего, являющихся памятником природы республиканского значения.
      Еще несколько километров – и Уймонская степь заканчивается. Дорогу теснят горы, отталкивая ее к самой Катуни. Впереди Катандинская степь и село с гулким названием Тюнгур («шаманский бубен»), окончание трассы, начало пеших маршрутов к Белухе.
      Небольшая Катандинская степь практически полностью лежит на левом берегу Катуни. С северо-востока крошку-долину огораживают малые хребты Солтан и Тюнгурский; с северо-запада через отрог Теректы тропа идет по перевалу Катандинское седло; на юге, за Катунью, открывается потрясающий вид на горное ущелье реки Кураган.
      Катандинская долина приглянулась людям с незапамятных времен; особо активная жизнь шла здесь в эпоху раннего железа, легендарные скифские времена, 2-2,5 тысячи лет назад. Еще в 1861 – 1865 годах академиком В.В. Радловым были исследованы первые памятники археологической культуры, позднее названной пазырыкской, блестящим памятником которой стали всемирно известные Пазырыкские курганы. Находки из Катандинской степи хранятся в Государственном историческом музее в Москве, и среди них есть поистине уникальные: непривычного вида шуба с длинной и узкой задней частью, получившая название «катандинский фрак». Всего вокруг Катанды обнаружено около 35 археологических памятников, от стоянок каменного века до тюркского погребения воина в шелковой одежде, с оружием и при коне.
      Сама Катандинская степь по своим природным данным издавна считалась курортной зоной, особенно для людей с заболеваниями органов дыхания. Целебен и воздух этих мест, и воды: в окрестностях есть лечебные источники.
      Самые знаменитые – после Катуни, конечно, - и красивые реки района Аккем и Кучерла. Вдоль них к подножию Белухи ведут туристические тропы. По этим маршрутам можно написать отдельный путеводитель: про грохот перекатов и наскальные рисунки в гротах Кучерлы, про водопад Текелю (60 метров) на притоке Аккема и Тегеек (40 метров) на притоке Кучерлы, про перевалы Кузуяк и Кара-Тюрек, про каменные осыпи и заросли дикой красной и черной смородины по пути. Большинство туристов предпочитают подниматься по Аккему, а спускаться по Кучерле, или наоборот; это гораздо интереснее, чем ходить одной и той же тропой.

               

    Категория: Уймонская и Катандинская долины | Добавил: ViT (28.08.2009)
    Просмотров: 2990 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Пользовательского поиска
    Новости
    -->
    Copyright "АлтайАвтоГид" © 2017
    | |