Денисова пещера
– международный центр научного туризма, главный объект алтайской
археологии. Название получила в честь отшельника Дионисия, жившего в
пещере во второй половине 13 века. Это классическая карстовая пещера,
формировавшаяся в течение миллионов лет в процессе вымывания мягких
известковых пород водой, расположена на высоте 600 м над уровнем моря на
границе Алтайского края и Республики Алтай, в 4 километрах от деревни
Черный Ануй.
Общая толщина слоя, хранящего следы жизнедеятельности человека,
составляет более 13 метров – своеобразный «слоеный пирог», содержащий
более 20 культурных слоев, представляющих разные эпохи развития
человечества, в том числе эпохи палеолита, бронзы, раннего железа и
средневековья. Обитаема в периоде 300 тыс. лет до н.э. (эпоха среднего
палеолита) – 12-10 тыс. лет до н.э. Древнейшими обитателями пещеры были
палеантропы-неандертальцы. Рядом проходит дорога – древнейший
миграционный и торговый путь, соединявшая Сибирь с районами Центральной
Азии и впервые упоминавшаяся китайскими хрониками ещё 3-х тысячелетней
давности. Алтайцы именуют пещеру Аю-Таш (Медвежий камень) и в своих старинных предания хранят память о том, что в
этой тьме обитал могущественный Чёрный Шаман, способный превращаться в
огромного медведя. Он властвовал над всеми алтайскими кочевьями,
принуждая платить ему дань. В случае неповиновения он своей колдовской
силой собирал над пещерой грозовые тучи, лепил из них огромный валун и
скатывал его с вершины горы на юрты и пастбища ослушников. И там, где
пролегал путь этого камня, шли постоянные грозовые ливни, уничтожавшие
посевы и пастбища. Доведенные до отчаяния алтайские роды обратились за
помощью к верховному божеству Ульгеню, демиургу и покровителю древнего
Алтая (Как во всех древних религиях, в мире алтайцев существуют два
начала: доброе – Ульгень и темное – Эрлик). Ульгень вызвал на бой злого
Кама-шамана, и, победив, лишил его бессмертную душу возможности
переселения в человеческое тело, навечно оставив его в лохматой туше
медведя-шатуна. Шаманский же дождевой камень был надежно спрятан в самых
дальних галереях пещеры.
О существовании пещеры русские узнали сразу после освоения этого
района, и уже в начале 19 века священники-миссионеры упоминали о ней.
Первые надписи - свидетельства "туристических" посещений - датируются
началом 20 века, а самая ранняя из них была сделана в 1882 г. На вершине
пещеры было смотровое окно, за счет которого обеспечивалось
естественное освещение, в пещере имелся и дымоход, благодаря которому
внутри можно было разводить костер, обогревать жилище, не беспокоясь о
вентиляции. Пещеру в 1926 году посещал Н.К. Рерих.