«И странно и чудно — везде, по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны. А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в мире война. А после — труд мирный» (Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Рига, 1992. С. 239)
Предлагаемый автотур пройдет по пути экспедиции Н.К. Рериха на Алтай в 1926 году по маршруту Бийск – Алтайское – Черга – Черный Ануй – Усть-Кан – Кырлык – Усть-Кокса – Верхний Уймон. Маршрут проходит по долинам рек Каменка, Песчаная, Кан, Кокса, Катунь и преодолевает два перевала – Келейский и Кырлыкский. Вы увидите то, что увидел и запечатлел Н.К. Рерих в своих работах, побываете там, где он искал легендарное Беловодье. В дневнике 1926 года Рерих отмечает: «Остановились в Кырлыке. Придётся здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая область. Именно здесь ждут прихода Белого Бурхана. В скалах, стоящих над Кырлыком, чернеют входы в пещеры. Идут пещеры глубоко, конца им не нашли» (Там же. С. 280). Во время маршрута запланировано посещение «Денисовой пещеры» и музея Рериха в Верхнем Уймоне. За Усть-Коксой начинается Уймонская долина, или, как называют местные жители, Уймонская степь – цель нашего путешествия. Это межгорная котловина, расположенная на высоте 1000 метров над уровнем моря и зажатая между двумя мощными горными хребтами. На юге протянулась цепь Катунских белков, многие вершины которых поднимаются выше 4000м, а главная вершина - Белуха (Катын-Бажы), 4506м, является высочайшей горой Алтая и Сибири. На севере возвышается Теректинский хребет (2800-2900м). С запада и востока долина прикрыта горными отрогами. Название Уймон происходит от алтайского «оймон» - означающий огороженную низменность, долину, окруженную горами, но есть и еще одна трактовка: от древнего корня «ойм», «аум», что означает «место сокровенной мудрости». По сочетанию ряда климатических параметров долина уникальна. Лето здесь короткое, но жаркое. Ветры, дующие с белков, приносят прохладу, а западный ветер - дожди и грозы. Степные ландшафты с перелесками из лиственницы и берёзы, больше похожие на парковую зону, делают эти места идеальными для отдыха. Однако зимы очень суровы: холодный воздух накапливается в долине, морозы достигают 50 градусов. Весна затяжная, с внезапными снегопадами. Теплая погода устанавливается с середины июня. Уймонская степь и Катунские белки считались заповедным, священным местом у коренных жителей Алтая. По некоторым сведениям, алтайцы в древности избегали здесь охотиться и пасти скот, считая, что эти места принадлежат духам и животным и не предназначены для человека. Начиная от каменного века в солнечной и щедрой степи жили люди, здесь обнаружены многие памятники ушедших эпох: следы палеолитических стоянок, курганы разных периодов, каменные стелы. В 17-м веке, после раскола церкви на Руси, сюда бежали не смирившиеся с новыми порядками крестьяне-старообрядцы из центральных районов страны. Здесь они продолжали жить по своим законам, простым, но суровым: быть твердыми в вере, не лгать, не воровать, не курить, и не употреблять алкоголя, чтить родителей… С тех пор население долины смешанное; алтайцы и русские живут бок о бок, по берегам Катуни соседствуют старинные русские избы и алтайские аилы. Здесь действуют православные и старообрядческие храмы, сохраняются изначальные алтайские священные места. Уймонская и Катандинская степи действительно укромное место: в долину ведет только одна автомобильная дорога – Усть-Коксинский тракт. Он входит с северо-запада через суровый перевал Громотуха, левым берегом Катуни пересекает степи и дальше вьется по речным обрывам до села Тюнгур – конечной точки всех автопутешествий в этом районе. В широкой долине от него отбегают дороги к разбросанным между хребтами селам и деревенькам. Всю Уймонскую степь можно объехать за один световой день. Сердце района, большое и живое – административный центр, село Усть-Кокса. Расположено вокруг места впадения Кок-су в Катунь. Основано село в 1807 году. Именно здесь «выправляют» документы туристы для пребывания в заповедных зонах района. В черте села у подножия Теректинского хребта расположены курганы скифского времени возрастом 2500 лет! Много интересного можно увидеть в Доме ремесленника – мастерской народных промыслов по дереву и камню. Прекрасна трехглавая церковь покрова Пресвятой Богоматери, построенная в 1990-х годах по образцу древнерусского зодчества из местных пород древесины, с иконами в стиле Андрея Рублева. Над главным крыльцом храма сияет оригинальный образ Покрова Богородицы «Алтайский» с предстоящими алтайскими святыми. Здесь находится старинная икона «Чудо святого Георгия Победоносца со змием» которая медленно, на протяжении ряда лет обновляется – проявляется былая яркость красок, яснее вырисовываются детали сюжета… Прямо в селе есть и два памятника природы – Катунская стрелка на слиянии рек Катуни и Коксы и роща Коксинская – уникальное лиственнично-боярышниковое сообщество. На стрелку можно пройти по пешеходному мосту, который сам по себе достопримечательность! От Усть-Коксы на три стороны света уходят три дороги: вперед по долине, направо через Коксу и вверх по Катуни, налево – к подножию Теректинского хребта. Наш путь лежит через новехонький мост через Катунь, сданный в эксплуатацию в 2005 году, грандиозное сооружение длиной 330 метров. Это самый длинный и самый современный мостовой переход в Республике Алтай. Он ведет на правый берег Катуни, к старинным старообрядческим селам Уймонской долины. Верх-Уймон – одно из самых старых сел Усть-Коксинского района, первое русское село в Уймонской степи. По преданию, Верх-Уймон основан в 1786 году старообрядцами, бежавшими после раскола русской православной церкви на Алтай, в поисках Беловодья – страны «истинной веры и древнего благочестия». Сегодня в селе проживает более 670 человек, причем исключительно русские, что крайне нехарактерно для Горного Алтая. Потомки старообрядцев хранят свою «особенность» по сей день. В селе Верх-Уймон – два музея: Государственный музей-заповедник им. Н.К. и Е.И. Рерихов, филиал Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, - здесь собрана довольно большая экспозиция, посвященная жизни и деятельности художника, его пребыванию на Алтае – фотографии, письма, личные вещи, оригинальный эскиз к картине «Гонец, Восстал род на род», и Верх-Уймонский школьный краеведческий музей. Экспедиция Рерихов прибыла в Верх-Уймон 7 августа 1926 года, остановившись в доме у Вахромея Атаманова, известного тем, что он был проводником исследователя Алтая Василия Васильевича Сапожникова и художника Григория Гуркина. Участники экспедиции записывали местные легенды, изучали культуру и быт поселенцев, снимали фильм, совершили путешествие на лошадях к подножию Белухи. Спустя 12 дней экспедиция вдруг очень резко собралась и вернулась в Новосибирск. В одном из писем Рериха есть такие строчки: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра». Рерих часто говорил о постройке у подножия Катунского хребта Звенигорода – города Солнца и всеобщего счастья, духовного центра всей планеты. В наше время Уймонская долина принимает новую волну паломников и переселенцев: сюда стекаются современные искатели Беловодья, приключений и вольной жизни. Снова происходит встреча людей несхожего вероисповедания и мировоззрения. Здесь, конечно, далеко не рай. Но для тех, кто сумел прижиться - триста лет назад или совсем недавно - Уймонская земля обетованной стала.